четверг, 4 июня 2020 г.

ВСЕ О ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА 


Памятка содержит информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы его причины.
Проблема взаимодействия отцов и детей, а точнее подростков и их родителей возникает практически в каждом поколении и представляет собой вечное столкновение интересов. Однако
только сейчас как никогда раньше поведение многих одростков не только доставляет хлопот родителям, но и представляет собой опасность для общества. Виной тому склонность
современного поколения к девиантному поведению. Каковы причины этого?

Причины девиантного поведения
Согласно возрастной психологии примерно до 12-ти лет каждый ребенок представляет собой подрастающую личность с пока еще детскими и невинными интересами. Но буквально спустя год этого же ребенка порою трудно узнать. Вне зависимости от того девочка это или мальчик, родители начинают слышать в свой адрес хамство и оскорбления, замечают как поменялся их ребенок внешне, начиная от подростковых прыщей и заканчивая неформальной одеждой.
Именно так проявляется начало периода полового созревания или как его еще называют – переходного возраста. Даже самые послушные дети в один момент могут стать неуправляемыми. Именно в этот в момент психологи отмечают зарождение девиантного поведения у детей и подростков, то есть неприемлемого обществом способа взаимодействия с
нарушением норм морали, нравственности и даже уголовного кодекса.

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:
1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот
постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков
неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.
Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние.
Помимо вышеперечисленных, можно встретить такие признаки девиантного поведения как агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе,
конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой
уголовные наказания.

Ф. Патаки сосредоточил в своей классификации основные направления девиантного поведения подростков:
· преступность;
· наркомания;
· алкоголизм;
· самоубийство.
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей:
· трудоголизм;
· клептомания;
· игровая и компьютерная зависимость у подростков;
· пищевая зависимость (булимия, анорексия)
Обычно после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей
тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения подростков 
Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение
девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком.
Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:
1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через
те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.
4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.
Памятка для родителей по правовому воспитанию
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?
· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
· Когда его потребности игнорируются.
· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
· Когда ребенка изолируют.
· Когда ребенка запугивают.
· Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
· Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
· Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
· Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает,
замыкается в себе и т.д.)
· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
· Он часто бывает в плохом настроении.
· Может сбежать из дома.
· Может принимать наркотики или алкоголь.
· Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
3. Где я могу узнать о правах своих детей? К кому обратиться?
· Социальный педагог школы .
· Отдел опеки и попечительства.
· Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948
года.
· Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.
4. Что родители могут сделать для своего ребенка?
· Память "закладку, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои
собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
· Обеспечить ее физическую безопасность.
· Научить ее говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
· Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
· Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день. Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
· Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для нее доступными.
· Привлекать ребенка для создания семейных правил.
Дети в обществе наиболее уязвимы.
Дети, права которых нарушаются часто становятся социально и психологически уязвимы.

Памятка для родителей
1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и
нецелесообразные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил её.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его
отдельные поступки - не одно и то же.
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
9. Воспитание - это преемственность действий.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

Вы должны знать
1.С кем дружит ваш ребенок.
2. Где проводит свободное время.
3. Не пропускает ли занятия в школе.
4. В каком виде или состоянии возвращается домой.

Не позволяйте детям и подросткам
1.Уходить из дома на длительное время.
2. Ночевать у малознакомых для вас людей.
3. Оставаться надолго дома без присмотра взрослых, родственников на длительное
время вашего отпуска.
4. Находиться поздно вечером и ночью на улице, где они могут стать жертвой
насильственных действий взрослых.
5. Носить чужую одежду.
6. Хранить чужие вещи.

Вы обязаны заметить и отреагировать, когда:
- в доме появились чужие вещи (выясните, чьи они)
- в доме есть запах жженой травы или синтетических веществ (это может свидетельствовать о курении сигарет с наркотическими веществами);
- в доме появились иглы для инъекций, мелкие частицы растений, чем-то испачканные бинты, закопченая посуда (это может свидетельствовать об употреблении наркотических препаратов);
- в доме появились лекарства, которые действуют на нервную систему и психику (выясните, кто и с какой целью их использует);
- в доме слишком часто является запах средств бытовой химии - растворителей, ацетона и т.д. (это может свидетельствовать о захвате детей веществами, которые
вызывают состояние одурманивания)
- состоялась быстрая смена внешнего вида и поведения детей: нарушилась координация движений, повысилась возбудимость или вялость, появились следы от укол на венах, расширение зрачков и т.д. (это может свидетельствовать о
применении ребенком наркотических веществ).
Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий